Благословение священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником (или епископом) испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать (поцеловать) ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки. Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком. Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану. Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку. Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно. Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон. Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Священнослужители монастыря в современный период

Первым священником обители после открытия разоренного и разрушенного монастыря в конце XX века был отец Герасим (впоследствии игумен Гервасий). Он принял активное участие в восстановлении монастыря, а после пострига переведен в мужской Свято-Троицкий монастырь, а затем назначен штатным священником Крестовоздвиженской церкви. Духовное чадо отца Иеронима.

Из воспоминаний протоиерея Анатолия (Капранова): «Когда начали служить в монастыре, не было даже креста. Отец Герасим, узнав об этом, тут же пошел в город и принес на плечах крест с чугунным образом Спасителя». Впоследствии этот крест прославился чудесами.

Несмотря на проблемы со здоровьем, игумен Гервасий проводил службы так, что, по воспоминаниям монахинь, казалось, будто «он несёт нам песни с Небес». Прихожане называли «алатырским соловьём» за его необыкновенный голос и проникновенное пение.

Его отличала большая любовь к людям, забота о немощных, умение поддержать доброй шуткой. Когда о. Гервасий умер от рака, люди со всего города на руках несли его гроб до кладбища.

 

После его ухода духовное окормление продолжили другие священники:

  • Архимандрит Василий (Пьер Мари Даниэль Паскье).

Отец Василий, будучи родом из Франции, приехал в Россию вместе с о. Иеронимом после жительства в Иерусалиме. Алатырь стал его родным домом. Сначала он подвизался в мужском монастыре, затем был переведен в женский в качестве штатного священника.

Уделял много внимания духовному росту сестер и любви к церковным службам, воспитывал интерес к богослужебному уставу. Переведен в Чебоксары.

  • Иерей Георгий (Степанов).

Родом батюшка из Петербурга. Отличался внимательностью к монашеской жизни и исповеданию помыслов, искренним и заботливым отношением к прихожанам.

Служил в Киево-Николаевском монастыре до 2003 года, затем стал настоятелем храма св. апостола Иакова Алфеева в с. Чуварлей. Несмотря на это, матушка Елисавета, когда готовилась принять схиму, ездила к нему на генеральную исповедь, которая длилась 5 часов. Отец Георгий был готов к этому.

  • Иерей Георгий (Полищук)

Родом из Волгограда, но семья переехала в Москву. Оттуда батюшка и приехал служить в Алатырь. Запомнился добротой и отзывчивостью, сострадательностью. Имел очень благочестивую семью: две его дочери хотели посвятить свою жизнь монастырю, одна действительно потом стала монахиней. Сейчас батюшка протоиерей, служит в Иверской женской обители села Шерауты.

Протоиерей Олег (Востриков)

Отец Олег тесно связан с жизнью обители — от начала до настоящего времени. На его плечи легло духовное окормление сестер, которое затем расширилось до всего города.

Он был настоятелем многих храмов, восстанавливая их, вёл телепередачу «Цветник духовный» на местном телевидении. Активно участвовал в духовном просвещении и образовании горожан.

Когда его снова перевели в обитель, о. Олег вел занятия с сестрами по изучению церковно-славянского языка и Библии.

В настоящее время является настоятелем храма Рождества Богородицы в Алатыре.

  • Иеромонах Николай (Демидюк).

Отец Николай подвизался в Псково-Печерской Лавре, 2 года являлся помощником в келейных послушаниях старца Иоанна Крестьянкина. Монашество принял в Беларуси, где окончил Духовную семинарию. Потом переехал в Чувашию. В настоящее время — настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Алтышево Алатырского района.

e0a381e835a92113e8fc2688ad1a3d3b

В 2021 году отцы Николай и Олег были удостоены патриарших наград — палиц, а диакон Александр получил двойной орарь . Эти награды были вручены епископом Алатырским и Порецким Фёдором, что стало знаком особого внимания к монастырю со стороны высшего церковного руководства. Впоследствии диакон Александр стал священником и переведен в другой храм.

DSC 0193 1

В настоящее время в обители служат:

  • Иерей Сергий (Герасимов).
  • Иерей Владимир (Швед).

 

Киево-Николаевский Новодевичий православный монастырь 429822, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Кирова, 25a, 8 (83531) 2-51-32, +7-927-990-65-39