Статус монастыря

В 1638 г. указом царя Михаила Фёдоровича Киево-Николаевскому монастырю предоставлено место в городе Алатыре. В 1639 г. были построены две деревянные церкви – Никольская и Покровская.

Alatyrskiy khudozhestvennyy

К началу XIX в. все храмы были уже не деревянными, а каменными: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч. Пантелеимона, правый — свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). В оригинальной архитектуре храмов монастыря отражены особенности раннего и позднего европейского барокко.

Территория монастыря была окружена каменными стенами, построенными в 1762– 1767 годах, а в 1804, затем 1825 годах они ремонтировалось. Покрыты они были тесом, а по углам находились четыре башни, которые сегодня не сохранились. С северной стороны располагались «святые врата», с восточной – «выезжие».

По штатам 1764 г. обители дан статус необщежительного монастыря третьего класса. К началу XX века его прихожанами являлись горожане Алатыря, а также крестьяне из соседних деревень…

Современные исследователи (Е.А.Кулыгина, Н.П.Головченко) пишут, что Киево-Николаевский монастырь дал начало одной из основных улиц города.

Улица Комсомола – одна из старейших. Её появлению способствовал Киево – Николаевский Новодевичий монастырь, ранее располагавшийся в очень неудобном и низком месте, в ополневой зоне побережья Суры, более известное у алатырцев, как «Сандулеи». В конце 1667 г. случившийся пожар, уничтожил часть монастыря. Вскоре патриархом Иосафом была выдана благословенная грамота на его перенос на новое место, где и находится по настоящее время.

Южная ограда монастыря и расположившийся  южнее его посад – Инвалидная Слобода, сформировали начало улицы Поперечно – Монастырскую. Четких границ, как и всех остальных улиц города того времени, не имелось. Лишь в 1804 году собственноручно подписанный Александром I  план развития города, окончательно утвердил формирование прямоугольного расположения кварталов и прямолинейность застройки улиц, с исправлением ранее существовавшей застройки.        

Беря своё начало от Киево – Николаевского Новодевичьего монастыря вновь спроектированная улица с востока на запад пересекала весь город, как бы ограничивая собой его древнейшую часть, его посады и пригороды. В средневековой Руси это была торгово – промышленная часть города, заселенная ремесленниками  и торговцами, крестьянами и военными…

Сегодня, как и прежде, обитель является одной из достопримечательностей города, а сам свято-Никольский Новодевичий монастырь относится к епархиальным монастырям РПЦ: конкретнее, к Алатырской епархии. Является памятником архитектуры XVIII века.

Монастырь как духовный и культурный центр

Монастырь всегда был одним из духовных и культурных центров Алатыря.

Например, ему был посвящен очерк известного филолога, исследователя древнерусской литературы К.И. Невоструева «О начале Алатырского Киево-Николаевского монастыря», опубликованный в «Вестнике Западной России» в 1866 (№ 8–9), который стал частью собрания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки.

 

Кроме того, обитель поддерживалась государством.

Монастырю выплачивали ружный оклад из алатырского бюджета, за счет доходных кабацких и таможенных сборов. В 1638 г. игуменье было положено 5 руб., 8 юфтей [это выделанная кожа, которая использовалась для обуви], каждой из 52 монахинь — 2,5 руб., 4 юфти, игумен у — 10 руб., 10 юфтей, черному попу — 8 руб., 8 юфтей, старцу — 3 руб., 5 юфтей; каждому из 7 певцов — 2,5 руб., 4 юфти. Также в монастырь должно было поставляться 60 саженей дров, ведро церковного вина, 0,5 пуда ладана, 4 пуда воска, 6 четвертей пшеницы и 2 пуда патоки на кутью. Перечисленный оклад оставался неизменным до 1705 г.

И, хотя летопись обители сегодня большей частью утрачена, она по праву упоминается в современных диссертациях и монографиях. В них Киево-Николаевский Новодевичий монастырь относится к монастырям «правобережья Казанской земли», которые отвечали за христианизацию нерусского  населения, с одной стороны, и за интеграцию действий светской власти и «православных корпораций ­служилых и посадских людей, крестьян» в области управления и обороны территории: ведь город возник как пограничная крепость, закреплявшая за Московией завоеванные территории (хотя эти земли и были частично освоены русскими уже в течение предшествующих двух столетий).

Составлявшие летопись монастыря историки отмечают, что вершина процветания Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря приходится на время правления игуменьи Лидии (1876-1908 годы).

По поводу фотографии матушки Е.А.Елисеевой даже проведено специальное исследование — приведем выдержки из него:

Фотография иллюстрирует игуменью, настоятельницу Алатырского Киево-Николаевского женского монастыря – Лидию. Она… принадлежала к дворянскому сословию. Обучалась в Елизаветинском женском училище. По собственному прошению была определена
в число послушниц Сызранского Сретенского женского монастыря. Пострижена в монашествующие в 1864 г. В 1876 г. была переведена настоятельницей в Алатырский Киево-Николаевский женский монастырь Симбирской епархии. В этом же году произведена в сан игуменьи…

На фотографии игуменья Лидия сидит в монашеском одеянии. В
руках держит книгу, на которой изображен крест, возможно, эта книга – Священное Писание. На шее висит один четырехконечный наперсный крест, слева на груди приколот Знак Российского общества Красного Креста. Он такой же, что и на фото игуменьи Евфросинии. Следовательно, Алатырская Киево-Николаевская обитель под руководством игуменьи Лидии принимала участие в помощи раненым и больным воинам. Композицию фотографии формируют предметы мебели: столик, покрытый скатертью и стул. Фон представлен в виде шкафа, дверцы которого орнаментированы растительным декором.

Данное фото было обнаружено в книге, посвященной истории Алатырского Киево-Николаевского женского монастыря, в связи с этим установить авторство фотографа не представляется возможным».

В период игуменства матушки Лидии монастырский комплекс приобрел свой окончательный вид, а сестры создали монастырю славу крупного духовного, хозяйственного и благотворительного центра. Так, в период русско-японской войны монастырь активно помогал Красному кресту: в обители имелись больница, благодаря которой оказывалась помощь раненым и больным воинам.

Skrinshot 09 12 2020 150243

Кроме того, здесь находились училище для девочек-сирот и церковно-приходская школа (с 1898 года также была открыта школа церковной грамоты). В то время монастырь сыграл немаловажную роль в обучении и воспитании местных крестьянских детей. Это не прошло мимо внимания уездного начальства: 1 мая 1845 года в городе было открыто Алатырское хозяйственное училище для дочерей крестьян (на 20 учащихся), куда был определён законоучитель – священник Алатырского женского монастыря Феофан Яблонский (позднее, через год, его сменил более свободный священник — клирик Успенской церкви Иаков Лебедев).

730455 92569f3abdaa39f0a463f7f44a0e6af9

Всегда активно занимались здесь и вопросами «призрения престарелых и увечных лиц». В 1879 году для них строится сохранившееся до наших дней двухэтажное здание богадельни. Эту духовную и общественную миссию Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря подчеркивают и современные краеведы.

В свою очередь, архитекторы особую ценность усматривают в храмах обители: по их мнению, здания представляет значительную научную и художественную ценность как своеобразный памятник архитектуры, характеризующий уровень развития зодчества сер. XVIII и 2-й пол. XIX вв.

Возле храмов находятся захоронения известных людей: княгини Оболенской, активного участника войны 1812 года майора Крыжина, настоятельниц обители, одной из которых была игумения Анатолия — известная в миру как писательница-переводчица Анна Алфимова, и других. Часть захоронений сохранилась до сих пор.

Капитан 24-го Егерского полка Петр Егорович Крыжин (1791–1874) был героем Отечественной войны 1812 г.: неоднократно принимал участие в сражениях против французских войск, пять раз был ранен.
П. Е. Крыжин в прошении на отставку на имя императора Александра I указал: «В службу вступил я из российских дворян Симбирской губернии Алатырского уезда и определен из 2-го Кадетского корпуса в 24-й Егерский полк прапорщиком 4 февраля 1808 года, в коим происходил чинами: 10 мая 1809 года подпоручиком, 8 мая 1811 года поручиком, 19 декабря 1811 год штабс-капитаном. За отличие в сражении капитаном 14 августа 1814 года».
В формулярном списке П. Е. Крыжина перечислены его славный боевой путь, ранения и награды: «Будучи в компании ранен в сражениях 1812-го года октября 6 дня под городом Полоцком в голову саблей, в Силезии 1813 года мая 19-го дня под городом Стригау
в правый бок контужен картечью, в Саксонии сентября 3-го дня при деревни Петерсвальде пулею навылет в правую ногу под колено, октября 4-го дня под городом Лейпцигом пулею в левую ногу в большой палец навылет с повреждением кости и наконец, 1814-го года марта 18-го дня во Франции при овладении города Парижа пулею в левую сторону шеи и навылет в правое плечо. Награжден орденами Святой Анны 2-й степени, Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени с бантом, Святой Анны 4-й степени».

Его имя было занесено на барельеф храма Христа Спасителя в Москве.

Петр Егорович Крыжин после отставки женился на Марии Макаровне (1805–1897) и преимущественно проживал в г. Алатыре и в
с. Стемасы, где сейчас располагается монастырский скит. Около Стемас даже имеется местечко, которое в народе до сегодняшнего дня именуют «Крыжин сад».

Похоронили славного майора при Киево-Николаевском монастыре. На памятнике ему выбиты слова: «Здесь погребено тело майора Петра Егоровича Крыжина храброго и заслуженного воина достославной Отечественной войны 1812–13 и 14 гг.». Надмогильный памятник сохранился до наших дней и располагается на территории монастыря.

Skrinshot 28 08 2020 171349

Кроме того, в монастыре до сих пор сохранился обелиск над могилой княгини Наталии Алексеевны Оболенской — дочери отставного гвардии штабс-капитана А.Н.Панова, который в 1803-1805 гг. был Алатырским уездным предводителем дворянства, и жены князя Николая Андреевича Оболенского, члена Симбирского губернского комитета по улучшению быта крепостных крестьян от уезда.

21 08 2020 165514

«Портрет княгини Оболенской» известного портретиста Александра Рослина (1718-93) и обелиск на территории монастыря

Наталья Николаевна стала матерью и мачехой одновременно: князь был вдовцом, но воспитала и своего, и приемного сына в благочестии и вере. Ее родной сын — Михаил Николаевич — потом стал известен как попечитель земской больницы в Алатыре, а с 1895 года являлся Алатырским городским головой. Приемный — знаменитый Николай Николаевич Оболенский, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., награжденный орденами Св. Георгия 4-й степени, Св. Владимира 2-й степени с мечами и Золотым оружием, генерал-лейтенант.

Сама Наталья Николаевна запомнилась людям своей благотворительной деятельностью. Так, по ее макету и на ее деньги в Киево-Николаевском монастыре была построена гостиница для паломников. Семья в ней останавливалась, когда гостила в обители.

Skrinshot 28 08 2020 171406

Немалый интерес исследователей также вызывает личность Анны Ефимовны Алфимовой.

Алфимова происходила из дворянского служилого рода, известного с 16 века. Будущая переводчица родилась, вероятно, в г. Самаре около 1772 года, где прошла ее юность… Личная жизнь Алфимовой не сложилась, поэтому она выбрала монашескую стезю и поступила послушницей в Киево-Николаевский женский монастырь Алатыря. Здесь ее навестил самарский литератор И.А. Второв, так описав перемену в характере старой знакомой: «Она, кажется, стала добрее, любезнее и святее. Она надавала мне несколько тетрадей своего перевода массийоновых проповедей. Всех помнит, любит и прощает за огорчение. Молится о всех… Так же весела и даже шутлива».

Как пишет Ю.В. Гусаров, перевод долго проходил «все мытарства духовной цензуры», что заставляло Алфимову совершать поездки в столицу. Книга была анонимно напечатана на средства переводчицы в типографии Императорской Российской академии под названием «Беседы Массийона, епископа Клермонскаго, славного французского проповедника. Собранные и расположенные в систематическом порядке» в 1824-1825 гг. Здесь нужно добавить, что произведения епископа были весьма популярны в то время и считались самым «последним словом» в религиозном и светском — нравственном — воспитании. Ими интересовалась и императорская власть, и Патриархия. Правда, из-за сложности изъяснений Массийона, последняя смогла осилить только 2 тома перевода — они сразу же были рекомендованы к использованию в церковно-приходских школах и монастырских библиотеках. Так вот, Анна Ефимовна, к удивлению всех, смогла достойно перевести все 7 томов. Это был грандиозный труд.

Skrinshot 28 08 2020 220626

Большую часть тиража издательница передала московскому купцу-книготорговцу А.С. Ширяеву для продажи в пользу алатырского Киево-Николаевского монастыря. Также Алфимова подарила свою книгу вдовствующей императрице Марии Федоровне, жене Александра I Елизавете Алексеевне, жене великого князя Михаила Павловича Елене Павловне. В ответ все они, а также фрейлина Елизавета Собакина, передали ей подарки для монастыря: напрестольное Евангелие в серебряном чеканном, богато позолоченном переплете, позолоченный серебряный крест, серебряный позолоченный потир с принадлежностями и др.

Описание всех подарков монарших особ, переданных Алфимовой, даже вошло в инвентарные описи монастырского имущества:»Евангелие в лист большого формата, напечатанное в 1821 году, обложенное малиновым бархатом, с верхней доской серебряной, чеканной, богато позолоченной, с таковым же на нижней доске средником и наугольниками с двумя застежками, звездою малинового бархата, унизанной жемчугом и украшенной стразами. Подарено монастырю императрицей Елизаветой Алексеевной в августе 1825 г. … Крест напрестольный, серебряный, богато позолоченный, с шестью фенифтяными изображениями, осыпанный стразами и разными мелкими камушками весом в 164 золотника (подарен императрицей Марией Федоровной 20 августа 1825 года)… Потир, при нем доска, звезда, ищица и два блюда серебряные, богато позолоченные, 84 пробы, весом в 212 золотников, копье (подарки великой княжны Елены Павловны)».

Церковную утварь пожертвовали еще несколько ее петербургских знакомых. До сих пор историки считают, что это было самым большим частным пожертвованием для монастыря за всю его историю. Однако светская деятельность Алфимовой не понравилась действующей настоятельнице монастыря: ей было отказано в пострижении «за отсутствием вакансии». Анна Ефимовна в итоге, благодаря своим знакомствам, была пострижена в монахини в Спасском женском монастыре Симбирска, после чего снова перевелась в Киево-Николаевский Новодевичий монастырь, ожидать вакансии.

Здесь «ученая монахиня» стала известна епархиальным властям благодаря своей активной деятельности. Алфимова пыталась на собственные средства устроить в монастыре богадельню (начиная с 1833-34 года). Кроме того, стала известна властям благодаря своему проекту пристроек к Покровской церкви. Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий оценил их как «весьма замысловатый и весьма служащий внутреннему и внешнему благолепию» проект. Поэтому, когда на покой ушла игумения Уалентина, на ее место было предложено поставить монахиню Анатолию.

Восстановленное на основе Федеральной целевой программы «Культура России» здание богадельни монастыря (1888 года).

Как только в 1837 г. она вступила в должность игуменьи, как сразу активизировала ремонтные работы, в которых остро нуждался старый монастырь. Так, после ее рапорта об аварийном состоянии колокольни Киево-Николаевской церкви, в обитель был командирован архитектор. Кроме того, новая настоятельница планировала снести ветхие монашеские кельи, построив на их месте больницу на собственные средства, для чего заготовила строительные материалы. Однако судьба распорядилась иначе — умерла она 7 апреля 1838 г., в светлую неделю после Пасхи, что почитается за свидетельство праведности человека.

IMG 20200825 233151

Таких ярких личностей в летописи монастыря было немало. Есть они и в современной истории монастыря.

Иконопись монастыря и алатырские живописцы

Интересна как судьба насельниц и самой обители, так и история Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря. Недаром в нем хранятся не только старинные иконы, но и образы, написанные известными в свое время художниками-иконописцами.

XIX столетие – наиболее яркий период в истории иконописного искусства Алатырской земли. В первой его половине в Алатырском Киево-Николаевском девичьем монастыре пишут и поправляют иконы алатырский мещанин Самсон Яковлев, живописец из крестьян Дмитрий Попов, дьякон Христо-Рождественской церкви Гавриил Степанов. Алатырский мещанин Самсон Яковлев упоминается в 1816 г. как написавший на хоругви образы «Откровение Иоанна Богослова» и святого Георгия Победоносца.

Есть сведения и об исполнении большого объема работ. Так, в теплой Вознесенской церкви монастыря в течение 1817–1818 гг. алатырский крестьянин, живописец Дмитрий Попов не только написал все иконы для иконостаса, за что получил по контракту 900 рублей, но и раскрасил стены «разными красками».
Крепостной крестьянин Степан Гурьянович Малыгин… работал для Алатырского Киево-Николаевского монастыря. Иван Гурьянов, вероятно брат Степана, упоминается как написавший две иконы деисусного чина и двух ангелов.
Другой живописец — Иван Иванович Горбунов — для Киево-Николаевского девичьего монастыря создал прекрасные образы святителя Николая Чудотворца, местный образ Богоматери «Всех скорбящих радость», образы для царских дверей, в Покровской церкви в алтаре – запрестольный образ Печерской Божией Матери, в трапезе – живописный большой образ – изображение снятия со креста Спасителя.

В приходно-расходной книге Покровской церкви монастыря с 1829 по 1831 г. упоминается пономарь Христо-Рождественской церкви Гавриил Степанов как «поправлявший» иконы. К сожалению, ни в одной из церквей Киево-Николаевского монастыря интерьер не сохранился, чтобы иметь представление о качестве работы названных иконописцев…

В свою очередь, династия Шуваловых — Яков и его два сына — Иван и Степан очень много сделали в свое время для монастыря и тепло к нему относились. Сыновья Якова Шувалова тоже привлекались к написанию и «поновлению» икон для обители. Степан, например, остался даже в летописи монастыря благодаря «написанию двух икон с чеканною золотою работою».

IMG 20200816 163937

Икона Божией Матери «Донская» кисти иконописца Шувалова (начало ХХ века)

Юбилей обители

Киево-Николаевский монастырь всегда вызывал уважение и особую любовь художников и поэтов. Недаром ему посвящают очерки, стихотворения и картины и наши современники.

Картина Александра Токарева, члена Профессионального Союза Художников России c 2011, член Союза чувашских художников c 2009, посвященная монастырю

Монастырь отзывается на любовь молитвами, умилительными службами, торжественными крестными ходами. Действительно, на жизнеутверждающее «Христос воскресе!» алатырских батюшек и матушек невозможно не откликнуться — десятки голосов слаженно и удивительно громко звучат в ответ: «Воистину воскресе!».

Продолжая дело воскрешения древней обители, 24 ноября 2010 года Владыка Варнава освятил придел в честь Святителя Тихона архиепископа Задонского в Вознесенском храме, по окончании была отслужена Божественная Литургия. «Верю, что Благодать Божия сегодня сошла не только на Престол, но и на вас. Призываю на всех вас Божие благословение,»- сказал Владыка в конце службы. Позже митрополит добавил: «»Все хороши для нас, если мы хороши. Все для нас плохие, если мы сами плохие,»- призвав жить всех не в разделении, а в любви. Слава Богу, именно такая любовь объединила монахинь и жителей города, паломников обители.

В 2012 году в Алатыре состоялось знаменательное событие для монашествующих и всех верующих — освящение и поднятие купола и креста на вновь построенную колокольню храма Вознесения Господня в Киево-Николаевском Новодевичьем женском монастыре. Чин освящения совершил  благочинный Алатырского округа, настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы, протоиерей  Владимир Теплов. К радости собравшихся перед этой процедурой, словно  знак Божией благодати, в небе над колокольней появилась радуга.  После освящения купол вместе с крестом  при помощи подъемного крана несколько часов поднимали на колокольню. В результате высота от основания до конца креста составила  30   метров.

09102012

Старая колокольня была разрушена после революции, но остались ее фотографии и чертежи. Именно по ним и возводила бригада из города Челябинска новое сооружение. Купол  был  доставлен  в  монастырь в разобранном виде, и уже здесь, на месте,  мастера осуществляли его  монтаж. Поднятие купола и креста на колокольню храма стало важным этапом в завершении воссоздания одной из святынь города.

Выражая отношение общественности к монастырю, в 2014 году в православном журнале «Бог и человек: вестник Чувашской митрополии» вышла статья директора Алатырского художественного музея, посвященная возрождению Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря: в этом году обители исполнилось 375 лет.

К юбилею монастыря был выпущен специальный буклет для паломников. Скачать буклет можно здесь.

Отец Николай с игуменией Елисаветой и сестрами обители, 2020 год

Выпущены новые книги об истории обители.

Skrinshot 25 08 2020 133211

Skrinshot 25 08 2020 133232

Свой вклад в изучении истории монастыря внесли даже дети. «Каким образом?» — спросите вы. МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива» реализуется проект «Инклюзивная типография «Доброе слово»», в рамках которого обучающиеся школы, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, создают выпуски школьной печатной газеты «Доброе слово» о православных храмах и монастырях Чувашской Республики, о православной культуре.

По благословению епископа Алатырского и Порецкого Феодора в ноябре 2020-го года юные участники инклюзивной типографии «Доброе слово» работали над циклом выпусков, посвященных православным святыням города Алатырь. Один из выпусков данного цикла рассказал на своих страницах о Киево-Николаевском женском монастыре г. Алатырь.

Skrinshot 07 12 2020 150422

Хотите подробнее узнать о святынях монастыря, которые сохранились до сих пор и являются живым свидетельством его истории и роли в судьбе родины? Тогда переходите по ссылке.

Киево-Николаевский монастырь Новодевичий монастырь г.Алатыря в Чувашии
Яндекс.Метрика