История основания и ранние этапы существования монастыря
Киево-Николаевский Новодевичий монастырь в городе Алатыре был основан в середине XVII века, когда игуменья Елисавета (Летинская) вместе с 52 монахинями бежала из Ладинского монастыря, находившегося на территории Речи Посполитой недалеко от современного украинского Прилука. Ладинский монастырь был основан в 1619 году и носил полное название — Покровский Ладинский-Подгорский Новодевичий монастырь. Он был посвящён празднику Покрова Пресвятой Богородицы, что определяло духовный уклад обители и её особую преданность Царице Небесной.
Бегство монахинь было связано с преследованиями православных христиан со стороны католиков. Во время переселения монахини не только сохранили свои жизни, но и уберегли главные святыни — чудотворный образ Спаса Нерукотворного и святые мощи. По дороге их ограбили, но им удалось добраться до России, где они последовательно побывали в нескольких монастырях. В 1638 году по указу царя их направили в Брянский Воскресенский девичий монастырь.
Особое внимание в истории переселения монахинь уделяется роли старцев, которые настойчиво просили царя не разделять общину. Одним из таких старцев был Иаков , сыгравший важную роль в сохранении целостности монашеской общины. В 1639 году по указу царя Михаила Фёдоровича монахини вместе с духовником игуменом Мефодием, чёрным попом Еферием, певчими и служебниками были переведены в Никольский девичий монастырь в Алатыре. Так началась история Киево-Николаевского монастыря на его новом месте.
Также стоит отметить, что миграция была связана с разрушением других православных обителей — мужских Густынского и Мгарского монастырей, которые также подверглись нападению поляков и татар. Часть монахов этих обителей нашла приют в других российских монастырях, а некоторые, как и старец Иаков, остались с монахинями в Алатыре. Таким образом, первая часть истории монастыря — это эпоха гонений, переселений и основания новой обители в России, которая сопровождалась стойкостью духа и сохранением святынь, что заложило духовный фундамент будущей обители.
Сложные периоды в истории монастыря и духовная стойкость обители
Вторая важная эпоха в истории Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря — это время постоянных испытаний, начиная с конца XVII века и до начала XX века. Обитель переживала не только внешние трудности — крестьянские бунты, пожары, притеснения местных воевод, — но и внутренние испытания: голод, отсутствие необходимых церковных принадлежностей, разрушенное хозяйство. Однако именно в этот период проявились глубокие духовные качества монахинь и их непоколебимая вера в помощь Божью.
Одним из самых тяжёлых периодов стал конец XVII века, когда монастырь находился на грани выживания. В архивных документах сохранилась челобитная игуменьи того времени, в которой описывается ужасающее состояние как храма, так и самой общины:
«Церковь Божия без церковного вина и без свечей, без ладана и без кануна, без кутьи и без просвир стоит долгое время без пения. А они, игуменья с сёстрами и с причетниками, умирают голодной смертью…»
Это обращение к царю датируется 1678 годом и свидетельствует о том, что монахини буквально голодали, а богослужения в храме прекращались из-за отсутствия самых необходимых предметов для литургии. Игуменья обращалась к великому государю с просьбой выдать жалованье по окладам, а также средства на содержание церкви и дрова. Такие челобитные подавались часто, и именно благодаря им обитель могла существовать.
Но даже в эти годы уныния и лишений монахини не теряли надежды и продолжали верить в Божий промысел. Это находило отражение в их образе жизни и восприятии происходящего: они считали, что всё, что случается, — ко спасению и что Господь через скорби укрепляет дух.
Примером такой духовной стойкости может служить история рясофорной монахини Матроны (Максимовой-Дуденковой), относящаяся к началу XX века. Эта женщина в детстве потеряла один глаз из-за оспы, а в 1902 году — и второй. Оставшись полностью слепой, она не отчаялась, а обратилась к молитве и покаянию. По её собственным словам, ей явился старец — схимонах Вассиан, образ которого она потом узнала в мужском монастыре, где он был похоронен. После молитвенного обращения к его мощам и помазания маслом из лампады её зрение чудесным образом восстановилось. Этот случай стал ярким свидетельством действенности святых молитв и силы веры, которое до сих пор передаётся в устной традиции монастыря.
В ночь на 30 января 1903 года, накануне праздника трёх святителей, ей в сонном видении явился старец схимонах Вассиан следующим образом. Будто она, входя в церковь мужского монастыря, была подозвана каким-то старцем-монахом, который попросил её свести его в пещеру. Когда же она привела старца в пещеру, он велел ей приложиться к гробнице и веригам, а его поставить по правую сторону гроба, сказав, что жить ему здесь хорошо. Как только она приложилась со слезами, тотчас и проснулась. Утром Дуденкова рассказала сон свой живущей с ней монахине, после чего они решили, что нужно просить об исцелении святых молитв схимонаха Вассиана.
В этот же день Дуденкова, совершенно слепая, в сопровождении послушницы Марфы, пришла в пещеру схимонаха Вассиана и, приложившись к гробнице и веригам, помазала глаз маслом из лампады схимонаха Вассиана. Вдруг её левый глаз начал немного видеть, и она узрела на том месте, где в сонном видении поставила монаха, портрет, на котором изображен был тот самый старец-монах, которого она провожала в пещеру. Это изображение старца схимонаха Вассиана в пещере на сем же месте и поныне стоит. Больная, взяв масла из лампады схимонаха Вассиана и пользуясь им в течение трёх дней, совершенно прозрела, стала хорошо видеть, как и до болезни. После совершенного исцеления она отслужила панихиду по схимонаху Вассиану и поныне благодарит Бога и угодника Его».
Также важно отметить, что в монастыре всегда особое почитание преподобного Вассиана, чья рака находилась в мужском монастыре. Его молитвенная поддержка была особенно важна для сестёр в моменты тяжёлых испытаний. Духовный опыт обители заключался в том, что все события, даже самые страшные, воспринимались как дар Божий, направленный на духовное возрастание.
К концу XIX века монастырь достиг своего расцвета: в нём насчитывалось более 200 монахинь и «белиц» (женщин, живших при монастыре, но не принявших монашеский постриг). Но вскоре наступило новое испытание — советский период, репрессии, закрытие монастырей, ссылки и тюрьмы. Многие монахини были арестованы или сосланы, некоторые погибли. Те, кто вернулся, доживали свой век рядом с обителью, ожидая её возрождения.
Таким образом, вторая часть истории монастыря — это эпоха скорбей и испытаний, но также и пример невероятной духовной стойкости, веры и любви к Богу и ближнему. Именно в эти годы сформировался уникальный духовный стиль обители, основанный на смирении, послушании и доверии Промыслу Божию.
Современная история монастыря, возрождение и духовная жизнь
Третья важная эпоха в истории Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря — это время его возрождения после советского периода , начиная с конца XX века. Этот период стал для обители не менее значимым, чем её основание или пережитые испытания. Именно в эти годы началось восстановление не только зданий и храмов, но и самой монашеской жизни, духовных традиций, а также связей с приходом и паломниками.
Возрождение монашеской жизни
После того как монастырь был возвращён Русской православной церкви в конце XX века, первые шаги к возрождению были связаны с возвращением на святую землю небольшой группы монахинь. Ими руководила игумения Агния , которая стала первой настоятельницей возрождённого монастыря. На тот момент в обители было всего около 10 монахинь . Это был очень скромный, но символически важный старт нового этапа в жизни монастыря. Затем сменилось еще две игумении. Настал черед матушки Елисаветы, которая сыграла особую роль в восстановлении монастыря.
Особую роль в этом процессе сыграл иеромонах Иероним (Шурыгин) — настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря в Алатыре. Он благословлял многих женщин на уход в монастырь и помогал формировать новое поколение сестёр. Его духовное влияние ощущается до сих пор.
Многие помнят и чтут Владыку, Митрополита Варнаву — эта школа монашества и благоговейного почитания священства и архиерейства не иссякает в монастыре до сих пор.
Духовное окормление и служение священников
С самого начала возрождения монастырь нуждался в регулярном церковном богослужении и духовном окормлении. Первым священником монастыря стал иеромонах Гервасий , которого называли «алатырским соловьём» за его необыкновенный голос и проникновенное пение. Несмотря на проблемы со здоровьем, он проводил службы так, что, по воспоминаниям монахинь, казалось, будто «он несёт нам песни с Небес».
После его ухода на пенсию духовное окормление продолжили другие священники:
- Архимандрит Василий (Пьер Мари Даниэль Паскье) — служил с 1998 по 2003 год.
- Иерей Георгий (Степанов) — также служил в этот период.
В настоящее время обитель находится под опекой:
- Иеромонаха Николая (Демидюка)
- Иерея Сергия (Герасимова)
- Протоиеря Олега (Вострикова) , который долгие годы вёл телепередачу «Цветник духовный» на местном телевидении. Однако в 2024 году его перевели в другой храм, и его место занял иерей Владимир Швед , давно известный и любимый в монастыре.
В 2021 году отцы Николай и Олег были удостоены патриарших наград — палиц, а диакон Александр получил двойной орарь . Эти награды были вручены епископом Алатырским и Порецким Фёдором , что стало знаком особого внимания к монастырю со стороны высшего церковного руководства.
Рост числа монахинь и возрождение традиций
К 2019 году число монахинь в обители уже превышало 20 человек . В 2020 году к ним присоединились ещё две послушницы. Часть сестёр переехала в подворье монастыря в Стимасах , где они живут по подвижническому уставу, работают, молятся и стремятся к внутреннему единению с Богом.


Особенно важно, что в XXI веке в монастыре возрождены традиции схимонашества, которыми славился монастырь на протяжении всей своей истории.
В обители подвизались четыре схимонахини:
- Схимонахиня Марфа (преставившаяся)
- Схимонахиня Иоанна (преставившаяся)
- Схимонахиня Фотиния
- Схимонахиня Силуана, принявшая постриг в 2024 году
- Схимонахиня Селафиил, также постриженная в 2024 году
Эти женщины выбирали наиболее строгую форму монашеской жизни, удалились от внешнего мира и полностью посвятили себя молитве и подвигу.
Примеры духовной жизни и чудес
У многих из этих матушек яркая и удивительная судьба, которая стала примером Божьей милости и провидения.
Одним из самых трогательных является рассказ схиигуменьи Елисаветы о монахине Марии Ивановне Романовой , бывшей артистке цирка, акробатке и конферансье знаменитой труппы лилипутов. Во время войны она встретила святителя Луку (Войно-Ясенецкого) , который сказал ей: «Ты монахиня, беги!» После этого она бежала, спасаясь от розыска, и благодаря постоянным молитвам ко Пресвятой Богородице чудесным образом выросла с 90 см до 140 см , получив возможность вести полноценную жизнь и принять монашеский постриг более 40 лет назад.
Ещё один интересный случай — монахиня Сарра , чей муж принял постриг в мужском монастыре под именем Авраам . Они оба были названы в честь библейских праведников — жены и мужа Авраама и Сарры, которые встречали ангелов во плоти (Быт. 18). Такое имя символизировало их духовное единство и общее предназначение
Знамения и чудеса нашего времени
Современная история монастыря полна явлений, которые верующие воспринимают как знамения Божьей благодати :
- Во время освящения куполов Вознесенского и Покровского храмов дважды появлялась широкая радуга во всё небо , что было воспринято как благословение свыше.
- Во время пандемии коронавируса над территорией монастыря во время молебна люди видели, как преподобный Серафим Саровский всех благословил , а также святой Георгий Победоносец проскакал на коне , что стало проявлением особой духовной силы и защиты.
Торжественные события последних лет
В октябре 2024 года, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы , состоялось одевание послушниц в рясофор , а одна из сестёр была облачена в подрясник и апостольник — это первый шаг на пути к монашеству.
В декабре 2024 года послушницу Марину поздравили монахини, прихожане и паломники.
В декабре же, в канун дня памяти святителя Николая Чудотворца , состоялся иноческий постриг :
- Послушница Наталия приняла имя Авигея в честь ветхозаветной Авигеи Кармилитянки.
- Послушница Валентина получила имя Николай в честь святителя Николая.
- Послушница Марина приняла имя Анатолия в честь мученицы Анатолии Самаряныни.
Эти события показывают, что монастырь не только восстанавливается, но и живёт полноценной духовной жизнью, принимая новых тружениц Царствия Небесного.
Таким образом, третья часть истории Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря — это время возрождения, духовного пробуждения и непрекращающейся Божьей благодати. Здесь сохраняются древние традиции, появляются новые подвижнические примеры, и каждая сестра приносит свой личный жертвенный дар во имя любви к Богу и ближнему.
🕯️ Тест: История монастыря — история людей
📖 Ответьте на 7 вопросов и проверьте, как глубоко вы знакомы с духовным и историческим путём насельниц обители.