Есть благочестивая традиция – соотносить места пребывания Господа с местами, где хочется особенной, умиротворяющей молитвы. Так появляются места, которые условно называют Иерусалимом или Иорданом, Гефсиманией и Фавором. Туда приходят, чтобы стряхнуть суетность мира и почувствовать Небо на земле через молитву и созерцание красоты природы, рукотворный ланшафт, напоминающий о земной жизни Спасителя. Например, вспомним фрагменты жития преподобного Серафима Саровского: «Живя горним миром, преподобный даже окружающим местам дал имена, напоминавшие ему о небесных жителях и святых событиях: у него были свой град Иерусалим, Голгофа, Вифлеем, Назарет, Фавор, Иордан, Кедрон и т. п. Гору свою он назвал Афоном. Обходя эти места, он нередко совершал там соответственные молитвословия: в Вифлееме – утреню; в Назарете – акафист Богородице, на Голгофе – 9 час и т.д»
В Киево-Николаевском Новодевичьем монастыря г.Алатыря такое место появилось в 2022 году благодаря благословению игумении Елисаветы. Напротив храма Вознесения Господня установили композицию «Иисус Христос, благословляющий детей». Она выполнена из гипса с добавлением мраморной крошки, в византийском стиле (сочетание классического стиля с элементами ренессанса), и представляет собой редкий образец круглой скульптуры малых форм: с точной линией черт, где все персонажи изображены в разных ракурсах и разворотах с обилием трехчетвертных и профильных абрисов, что создает движение объемов из глубины наружу, хотя резкости движений и изображения динамики, как в католицизме, нет.
В качестве древнего аналога можно привести статую Доброго Пастыря из катакомб Домитиллы в Риме (около 300-350 гг), в качестве современного — скульптурный образ Христа Воскресшего, благословляющего людей, в Петропавловском храмовом комплексе в Ессентуках (2013 г).
Однако здесь главное отличие композиции — акцент на образах детей. Мы все — дети Божии, словно говорит этот образ. В соответствии с византийским стилем, лица и кисти рук удлиненные, в ликах отражается особая — спокойная и умиротворяющая — красота и безмятежность, удаление от мира страстей и эмоций.
Господь действительно рядом, но может быть утерян, если не блюсти свое сердце. Напоминание об этом — белая совушка рядом с композицией, символ плача об утраченном общении с Богом.
буду скитаться босым и обнаженным.
Как шакал, буду выть,
и причитать, как сова,
потому, что рана Самарии неисцелима;
она дошла до Иудеи,
до ворот моего народа —
до самого Иерусалима.
Ветхий завет, Книга пророка Михея 1: 8-9.
В поисках Бога отправляемся дальше, следуя зову сердца. И вот, уже недалеко, напротив храма Покрова Пресвятой Богородицы, встречаем источник Марии Магдалины. Ее исцелил Иисус Христос и изгнал семь бесов, а благодарная жительница древней Магдалы оставила все и последовала за Ним, стала равноапостольной и прославилась проповедью Воскресения Христова в Риме.
Святая Мария Магдалина искала Бога — и нашла Его. Это пример и для нас, который показывает, как Его надо искать и звать.
Ищите Бога, ищите слёзно,
ищите, люди, пока не поздно.
И днем, и ночью, в мороз и вёсны
ищите Бога, пока не поздно!
Найти нетрудно Творца живого,
ведь плотью стало однажды Слово.
Пока над нами простое солнце,
а рядом где-то ручей смеётся,
Предвечный Странник в сердца стучится,
Ищите силы Ему открыться!
Ищите Бога, ищите каждый,
и вы найдёте Его однажды.
И будет радость превыше неба,
но так ищите, как нищий — хлеба!
И.Е. Абрамов
Эти строки написаны на домике блаженной Паши Саровской и долго считались принадлежащими неизвестному автору. Ему удалось показать, как нужно искать Бога и очищать ручей своего грешного сердца. Такой ручей есть и в Киево-Николаевском Новодевичьем монастыре. Вольно или невольно, прогуливаясь вдоль него, мы осознаем, насколько близки или далеки мы от Спасителя – своим умом и сердцем. Об этом же напоминает место встречи самарянки и Господа, которое символизируется кувшином с водой и табличкой, описывающей это событие.
Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5–42
4.5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
4.6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
4.7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
4.8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
4.9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
4.10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
4.11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
4.12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
4.13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
4.14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
4.15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
4.16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
4.17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
4.18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
4.19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
4.20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
4.21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
4.22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
4.23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
4.24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
4.25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
4.26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
Тяжело на самом деле — поверить в Бога, а потом не потерять эту веру через мирские пристрастия. Об этом говорит павлин — символ царственности, нетленности, славы, внешней красоты, но также суетности и обманчивости тварного мира. С другой стороны, это — напоминание об опасности маловерия. Вспомним, когда Господь упрекает Иова в маловерии, Он предлагает взглянуть на премудрость и красоту творения: «Ты ли дал красивые крылья павлину?..» – упрекает Иова Господь (Иов. 39, 13).
Маловерию взрослых противостоит детская — чистая и искренняя — вера. Поэтому дальше нас ждет заповедь Блаженства: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное!» (Мф. 18: 1-9) . Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Храните эту чистоту и будьте верными Богу — Он всегда откликнется и будет рядом.
Самым ярким примером такой силы веры, красоты и чистоты души является для нас Пресвятая Богородица: ей суждено было услышать благую весть от Архангела Гавриила о рождении Спасителя.
В монастыре это событие символизирует деревянный колодец, где произошла ее встреча с архангелом. Рядом с ним – гнездо с аистами, это символ Благочестивого семейства – Пресвятой Девы Марии и праведного Иосифа-Обручника. Из Ветхого Завета вспоминается на этом месте праведный Лот со своим семейством.
Здесь же мы увидим, как идет от колодца девочка с коромыслами и ведрами, а овечки пьют воду из канавки рядом.
И пересек Иордан напротив города Иерихон чудесным образом, при помощи Божией: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав. 3. 16). Здесь же говорится, что вода остановилась, только когда священники, державшие ковчег завета, коснулись вод потока. Это событие Ветхого Завета укрепляет верующих в решимости начать новую жизнь ради спасения души.
Рядом плещутся керамические рыбки, напоминая нам об апостолах-«рыбарях» и чудесном улове рыб, когда Он был рядом с ними. Действительно, Господь рядом с нами всегда.
Напоминая о Его земном рождении, на одном из изгибов «сухого ручья» поселилась деревянная мельница – символ древней Галилеи. Это также ассоциация с Вифлеемом, где родился Иисус Христос. В переводе этот город означает «дом хлеба».
«Хлебом Небесным» Господь пришел накормить и всех нас. Начало было положено в Евангельских проповедях. По этому поводу вспоминаются стихотворные строки Николая Гумилева:
Он идет путем жемчужным
По садам береговым,
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.
«Здравствуй, пастырь! Рыбарь, здравствуй!
Вас зову я навсегда,
Чтоб блюсти иную паству
И иные невода…
Ведь не домик в Галилее
Вам награда за труды, —
Светлый рай, что розовее
Самой розовой звезды…
Не томит, не мучит выбор,
Что пленительней чудес?!
И идут пастух и рыбарь
За искателем небес.
Выбор совершен. Дальше речь — о следовании ему. И тут мы видим новые символы — лягушки, жабы, которые встречаются у берегов «сухого ручья». С одной стороны, в раннем христианстве были распространены масляные светильники в виде лягушки с изображением христианской символики и надписью, указывающей, что это образ Воскресения. С другой стороны, как пишет Давид Альтман, в переводе с иврита, их название раскрывается как «цофар деа» — знак, сигнал о знании. Для того, чтобы понять, о каком знании она возвещает, обратимся к Ветхому завету.
«Естественно, первая ассоциация – это казнь, которая была в Египте, казнь лягушками – вторая казнь. И есть интересный момент, когда три пророка: Ханания, Мишаэль, Азария во время Новуходоносера, когда Новуходоносер сказал им приказал всем… поклониться его статуе, либо они будут сожжены, то … они учились самопожертвованию у лягушек…Что имеется ввиду? – Написано, что Всевышний приказал лягушкам заполнить Египет. Наполнить квашни, дома египтян и… печи. И были лягушки, которые пошли в печи, т.е. они буквально готовы были отдать свою жизнь, и от них учились пророки».
Кроме того, там отмечается, что песнь, которую пели лягушки — это славословие Богу.
Так, наша прогулка вдоль «сухого ручья» становится все более символической. Мы приближаемся к его устью. Неподалеку расположились белоснежная цапля. Цапля символизирует прежде всего любознательность, а также бдительность и спокойствие, что важно для верующего человека. Олицетворяет цапля также такт и деликатность, так как она взлетает, не замутив воды.
Здесь тоже проповедовал Христос – и много чудес случилось на Галилейском море.
Здесь нас встречает маленькая Тивериада с зарослями ириса и прекрасными лебедями, «властелинами озер», по Библии. Белые птицы — символ чистоты и целомудрия, верности.
Черные лебеди символизируют духовную любовь и свободу. Также это — символ монашества.
Напротив — и напоминание и об утраченном рае, и о нашем возвращении домой, к Богу.
Преподобный Ефрем Сирин пишет по этому поводу: «Слова: «приведе я ко Адаму», — показывают мудрость Адама и мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди. Они собрались к человеку, как к исполненному любви пастырю, без страха; по родам и видам проходили перед ним стадами, не боясь его, не трепеща друг друга… Так Адам, прияв власть над землей, соделался владыкой всего в тот же день, в который приял благословение…».
Из животных, имена которым давал Адам, около «сухого ручья» оказался олень. Это неспроста: в Библейской символике олень означает духовную чистоту и благочестие.
Скажите тем, кто робок сердцем:
— Будьте тверды, не бойтесь!
Ваш Бог придет…
Он придет спасти вас.
Тогда откроются глаза слепых,
и уши глухих отворятся.
Тогда хромой будет прыгать, словно олень,
и язык немого кричать от радости...
Там будет большая дорога;
она будет названа Святым Путем.
Книга пророка Исайи, 2 глава, 4-8 стихи
Поэтому это место на «сухом ручье» включает и символы рая обретенного — ослик и тележку: кто туда входит — изгнанный, страдающий — идет за Христом и оставляет все свои пристрастия к миру.
Тот, кто идет за Господом, должен уметь верить, надеяться и любить, быть готовым и пострадать за Него и «други своя». Должен быть готовым идти за Христом и нести свой крест.
«Эван эвоэ!» — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок —
Но наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
Т.Ю. Кибиров
Таким образом, «сухой ручей» показывает нам не только события Ветхого и Нового Заветов, но и заставляет задуматься о том, какое из них трогает нас больше, сильнее — учит размышлять над ним, находить связи с другими местами Святого Благовестия и свой путь к Богу.
На выходе из «сухого ручья» нас встречает еще одно откровение: на обороте таблички, с которой начался наш путь, оказывается, запечатлена написана одна из заповедей Блаженств: «Блаженны чистые сердцем», «ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Это ключ к тому, как жить дальше и не терять Бога…
Мысли, навеянные палисадником в женском монастыре и «сухой рекой» в нём
Весь мiр – узор живой и совершенный.
Любимый мiр, родной, большой, блаженный.
Из рода в род у каждого живого
Есть свой удел, свой крест, душа и слово.
А Церковь – общая, единая Святая,
Соборная, Апостольская Мать.
Детей до старости и вечности питая,
Пытается людей в сады собрать.
В Святой Земле текут сухие реки.
В Святую Высь восходят небеса.
Сам Иерусалим неповторим, вовеки
Не повторимы наши голоса.
Кто в подражание Небесному Владыке
Возделал сад и реки проложил?
Болит душа, как на штыке, – на стыке
Эпох расхристанных, заквашенных на лжи.
Кругом война. А женская надежда
Смиряет пыл и примеряет вновь
На палисадник – Гефсиманскую одежду,
На душу – семистрельную любовь.
А.Ю. Соловьев
Это своими впечатлениями поделился наш друг – историк и поэт, Алексей Юрьевич Соловьев. Надеемся, вам тоже захочется посетить обитель и сформировать свое впечатление о том, что мы рассказали. Приезжайте в гости – и все увидите сами!
Вечерняя/ночная прогулка по Галилее (время — около 22.00)