Есть благочестивая традиция – соотносить места пребывания Господа с местами, где хочется особенной, умиротворяющей молитвы. Так появляются места, которые условно называют Иерусалимом или Иорданом, Гефсиманией и Фавором. Туда приходят, чтобы стряхнуть суетность мира и почувствовать Небо на земле  через молитву и созерцание красоты природы, рукотворный ланшафт, напоминающий о земной жизни Спасителя. Например, вспомним фрагменты жития преподобного Серафима Саровского:  «Живя горним миром, преподобный даже окружающим местам дал имена, напоминавшие ему о небесных жителях и святых событиях: у него были свой град Иерусалим, Голгофа, Вифлеем, Назарет, Фавор, Иордан, Кедрон и т. п. Гору свою он назвал Афоном. Обходя эти места, он нередко совершал там соответственные молитвословия: в Вифлееме – утреню; в Назарете – акафист Богородице, на Голгофе – 9 час и т.д»

IMG 20220619 114952 031 1

В Киево-Николаевском Новодевичьем монастыря г.Алатыря такое место появилось в 2022 году благодаря благословению игумении Елисаветы. Напротив храма Вознесения Господня установили композицию «Иисус Христос, благословляющий детей». Она выполнена из гипса с добавлением мраморной крошки, в византийском стиле (сочетание классического стиля с элементами ренессанса), и представляет собой редкий образец круглой скульптуры малых форм: с точной линией черт, где все персонажи изображены в разных ракурсах и разворотах с обилием трехчетвертных и профильных абрисов, что создает движение объемов из глубины наружу, хотя резкости движений и изображения динамики, как в католицизме, нет. 

IMG 20220615 163723 516

В качестве древнего аналога можно привести статую Доброго Пастыря из катакомб Домитиллы в Риме (около 300-350 гг), в качестве современного — скульптурный образ Христа Воскресшего, благословляющего людей, в Петропавловском храмовом комплексе в Ессентуках (2013 г).

Marble statue of The Good Shepherd from the Catacombs of Domitilla full Vatican Museums

feed.photo

Однако здесь главное отличие композиции — акцент на образах детей. Мы все — дети Божии, словно говорит этот образ. В соответствии с византийским стилем, лица и кисти рук удлиненные, в ликах отражается особая — спокойная и умиротворяющая — красота и безмятежность, удаление от мира страстей и эмоций.

Господь действительно рядом, но может быть утерян, если не блюсти свое сердце. Напоминание об этом — белая совушка рядом с композицией, символ плача об утраченном общении с Богом.

IMG 20220626 212540 216 1
Об этом я буду плакать и горевать,
буду скитаться босым и обнаженным.
Как шакал, буду выть,
и причитать, как сова,
потому, что рана Самарии неисцелима;
она дошла до Иудеи,
до ворот моего народа —
до самого Иерусалима.

Ветхий завет, Книга пророка Михея 1: 8-9.

В поисках Бога отправляемся дальше, следуя зову сердца. И вот, уже недалеко, напротив храма Покрова Пресвятой Богородицы, встречаем источник Марии Магдалины. Ее исцелил Иисус Христос и изгнал семь бесов, а благодарная жительница древней Магдалы оставила все и последовала за Ним, стала равноапостольной и прославилась проповедью Воскресения Христова в Риме.

066 2

5312247540512570669 121

IMG 20220625 183654 316
Оригинал и его образ в Киево-Николаевском женском монастыре г.Алатыря

Святая Мария Магдалина искала Бога — и нашла Его. Это пример и для нас, который показывает, как Его надо искать и звать.

Ищите Бога, ищите слёзно,
    ищите, люди, пока не поздно.
    И днем, и ночью, в мороз и вёсны
    ищите Бога, пока не поздно!

    Найти нетрудно Творца живого,
    ведь плотью стало однажды Слово.
    Пока над нами простое солнце,
    а рядом где-то ручей смеётся,

    Предвечный Странник в сердца стучится,
    Ищите силы Ему открыться!
    Ищите Бога, ищите каждый,
    и вы найдёте Его однажды.

    И будет радость превыше неба,
    но так ищите, как нищий — хлеба!

И.Е. Абрамов

Эти строки написаны на домике блаженной Паши Саровской и долго считались принадлежащими неизвестному автору. Ему удалось показать, как нужно искать Бога и очищать ручей своего грешного сердца. Такой ручей есть и в Киево-Николаевском Новодевичьем монастыре. Вольно или невольно, прогуливаясь вдоль него, мы осознаем, насколько близки или далеки мы от Спасителя – своим умом и сердцем. Об этом же напоминает место встречи самарянки и Господа, которое символизируется кувшином с водой и табличкой, описывающей это событие.

photo 2022 07 07 11 42 17
Вид на Вознесенский храм

photo 2022 07 03 15 06 24
Символическое место встречи с самарянкой

Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5–42

4.5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

4.6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

4.7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

4.8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

4.9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

4.10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

4.11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

4.12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

4.13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

4.14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

4.15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

4.16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

4.17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

4.18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

4.19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

4.20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

4.21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

4.22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

4.23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

4.24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

4.25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

4.26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

Тяжело на самом деле — поверить в Бога, а потом не потерять эту веру через мирские пристрастия. Об этом говорит павлин — символ царственности, нетленности, славы, внешней красоты, но также суетности и обманчивости тварного мира. С другой стороны, это — напоминание об опасности маловерия. Вспомним, когда Господь упрекает Иова в маловерии, Он предлагает взглянуть на премудрость и красоту творения: «Ты ли дал красивые крылья павлину?..» – упрекает Иова Господь (Иов. 39, 13).

050

photo 2022 07 06 11 45 07

Маловерию взрослых противостоит детская — чистая и искренняя — вера. Поэтому дальше нас ждет заповедь Блаженства: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное!» (Мф. 18: 1-9) . Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Храните эту чистоту и будьте верными Богу — Он всегда откликнется и будет рядом.

Самым ярким примером такой силы веры, красоты и чистоты души является для нас Пресвятая Богородица: ей суждено было услышать благую весть от Архангела Гавриила о рождении Спасителя.

В монастыре это событие символизирует деревянный колодец, где произошла ее встреча с архангелом. Рядом с ним – гнездо с аистами, это символ Благочестивого семейства – Пресвятой Девы Марии и праведного Иосифа-Обручника. Из Ветхого Завета вспоминается на этом месте праведный Лот со своим семейством.

Здесь же мы увидим, как идет от колодца девочка с коромыслами и ведрами, а овечки пьют воду из канавки рядом.

IMG 20220614 203031 636

IMG 20220615 124532 269
Овечки появились тут не случайно: с одной стороны, наиболее раннее упоминание о реке Иордан связано с рассказом о Лоте, который выбрал «окрестность Иорданскую» как пастбища для своих стад, потому что она вся орошалась водою (Быт. 13. 10). 

100 0829
С другой стороны, в Евангелии очень часто идет сравнение Иисуса с Пастырем, который пасет Своих овец – стадо Христово. Каждый христианин почитает за честь считать себя такой овечкой.

photo 2022 07 06 11 45 26
Следующее символическое место нашего «сухого ручья» — деревянный мост через него. Он напоминает нам, как после исхода из Египта израильский народ под руководством Иисуса Навина подошел с востока к границам Земли обетованной.

12819 72639ee31d9efa40586d4a6d4df7fb3b
Вдоль Иордана (из архива А. Кореньковой)

И пересек Иордан напротив города Иерихон чудесным образом, при помощи Божией: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав. 3. 16). Здесь же говорится, что вода остановилась, только когда священники, державшие ковчег завета, коснулись вод потока.  Это событие Ветхого Завета укрепляет верующих в решимости начать новую жизнь ради спасения души.

photo 2022 07 08 11 12 29

Рядом плещутся керамические рыбки, напоминая нам об апостолах-«рыбарях» и чудесном улове рыб, когда Он был рядом с ними. Действительно, Господь рядом с нами всегда.

Напоминая о Его земном рождении, на одном из изгибов «сухого ручья» поселилась деревянная мельница – символ древней Галилеи. Это также ассоциация с Вифлеемом, где родился Иисус Христос. В переводе этот город означает «дом хлеба».

photo 2022 07 08 11 12 26

«Хлебом Небесным» Господь пришел накормить и всех нас. Начало было положено в Евангельских проповедях. По этому поводу вспоминаются стихотворные строки Николая Гумилева:

Он идет путем жемчужным
По садам береговым,
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.

«Здравствуй, пастырь! Рыбарь, здравствуй!
Вас зову я навсегда,
Чтоб блюсти иную паству
И иные невода…

Ведь не домик в Галилее
Вам награда за труды, —
Светлый рай, что розовее
Самой розовой звезды…

Не томит, не мучит выбор,
Что пленительней чудес?!
И идут пастух и рыбарь
За искателем небес.

photo 2022 07 08 10 03 40

photo 2022 07 21 18 21 24

photo 2022 07 21 18 21 34

Выбор совершен. Дальше речь — о следовании ему. И тут мы видим новые символы — лягушки, жабы, которые встречаются у берегов «сухого ручья». С одной стороны, в раннем христианстве были распространены масляные светильники в виде лягушки с изображением христианской символики  и надписью, указывающей, что это образ Воскресения. С другой стороны, как пишет Давид Альтман, в переводе с иврита, их название раскрывается как «цофар деа» — знак, сигнал о знании. Для того, чтобы понять, о каком знании она возвещает, обратимся к Ветхому завету.

«Естественно, первая ассоциация – это казнь, которая была в Египте, казнь лягушками – вторая казнь. И есть интересный момент, когда три пророка: Ханания, Мишаэль, Азария во время Новуходоносера, когда Новуходоносер сказал им приказал всем… поклониться его статуе, либо они будут сожжены, то … они учились самопожертвованию у лягушек…Что имеется ввиду? – Написано, что Всевышний приказал лягушкам заполнить Египет. Наполнить квашни, дома египтян и… печи. И были лягушки, которые пошли в печи, т.е. они буквально готовы были отдать свою жизнь, и от них учились пророки».

Кроме того, там отмечается, что песнь, которую пели лягушки — это славословие Богу.

photo 2022 07 08 11 12 35
Фрагменты композиции «сухого ручья» с лягушками и цаплей

photo 2022 07 08 11 12 50

Так, наша прогулка вдоль «сухого ручья» становится все более символической. Мы приближаемся к его устью. Неподалеку расположились  белоснежная цапля. Цапля символизирует прежде всего любознательность, а также бдительность и спокойствие, что важно для верующего человека. Олицетворяет цапля также такт и деликатность, так как она взлетает, не замутив воды.

photo 2022 07 06 11 45 39
Это Галилейское озеро или «море».

Risunok5 1

12779 1ecff636c60e34b1e2997c24630bfde6
Фотография с устья настоящего Иордана, прилет цапель

Здесь тоже проповедовал Христос – и много чудес случилось на Галилейском море.

025
Фотография с «моря Галлилейского»

Здесь нас встречает маленькая Тивериада с зарослями ириса и прекрасными лебедями, «властелинами озер», по Библии. Белые птицы — символ чистоты и целомудрия, верности.

IMG 20220619 114942 145

Черные лебеди символизируют духовную любовь и свободу. Также это — символ монашества.

IMG 20220620 180203 302

Напротив — и напоминание и об утраченном рае, и о нашем возвращении домой, к Богу.

photo 2022 07 06 11 45 45

photo 2022 07 08 11 12 46
Олениха с олененком и деревянная арба — это символы утраченного рая, где когда-то был садовником и давал имена всем животным, по благословению Божиему, первый Адам.

Преподобный Ефрем Сирин пишет по этому поводу: «Слова: «приведе я ко Адаму», — показывают мудрость Адама и мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди. Они собрались к человеку, как к исполненному любви пастырю, без страха; по родам и видам проходили перед ним стадами, не боясь его, не трепеща друг друга… Так Адам, прияв власть над землей, соделался владыкой всего в тот же день, в который приял благословение…».

Из животных, имена которым давал Адам, около «сухого ручья» оказался олень. Это неспроста: в Библейской символике олень означает духовную чистоту и благочестие. 

Скажите тем, кто робок сердцем:
— Будьте тверды, не бойтесь!
Ваш Бог придет

Он придет спасти вас.

Тогда откроются глаза слепых,
и уши глухих отворятся.

Тогда хромой будет прыгать, словно олень,
и язык немого кричать от радости.
..

Там будет большая дорога;
она будет названа Святым Путем.

Книга пророка Исайи, 2 глава, 4-8 стихи

photo 2022 07 08 11 12 41

Поэтому это место на «сухом ручье» включает и символы рая обретенного — ослик и тележку: кто туда входит — изгнанный, страдающий — идет за Христом и оставляет все свои пристрастия к миру.

photo 2022 07 08 16 04 58

photo 2022 07 21 18 21 22

Тот, кто идет за Господом, должен уметь верить, надеяться и любить, быть готовым и пострадать за Него и «други своя». Должен быть готовым идти за Христом и нести свой крест.

«Эван эвоэ!» — пляшет род людской.

Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок —

Но наш-то на ослике цок да цок

Навстречу смерти своей.

Т.Ю. Кибиров

photo 2022 07 08 16 04 49

Таким образом, «сухой ручей» показывает нам не только события Ветхого и Нового Заветов, но и заставляет задуматься о том, какое из них трогает нас больше, сильнее — учит размышлять над ним, находить связи с другими местами Святого Благовестия и свой путь к Богу.

photo 2022 07 03 15 06 12

На выходе из «сухого ручья» нас встречает еще одно откровение: на обороте таблички, с которой начался наш путь, оказывается, запечатлена написана одна из заповедей Блаженств: «Блаженны чистые сердцем», «ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Это ключ к тому, как жить дальше и не терять Бога…

photo 2022 07 08 11 12 20

photo 2022 07 21 18 21 27

Мысли, навеянные палисадником в женском монастыре и «сухой рекой» в нём

Весь мiр – узор живой и совершенный.

Любимый мiр, родной, большой, блаженный.

Из рода в род у каждого живого

Есть свой удел, свой крест, душа и слово.

А Церковь – общая, единая Святая,

Соборная, Апостольская Мать.

Детей до старости и вечности питая,

Пытается людей в сады собрать.

В Святой Земле текут сухие реки.

В Святую Высь восходят небеса.

Сам Иерусалим неповторим, вовеки

Не повторимы наши голоса.

Кто в подражание Небесному Владыке

Возделал сад и реки проложил?

Болит душа, как на штыке, – на стыке

Эпох расхристанных, заквашенных на лжи.

Кругом война. А женская надежда

Смиряет пыл и примеряет вновь

На палисадник – Гефсиманскую одежду,

На душу – семистрельную любовь.

                                                                                    А.Ю. Соловьев

Это своими впечатлениями поделился наш друг – историк и поэт, Алексей Юрьевич Соловьев. Надеемся, вам тоже захочется посетить обитель и сформировать свое впечатление о том, что мы рассказали. Приезжайте в гости – и все увидите сами!

Киево-Николаевский монастырь Новодевичий монастырь г.Алатыря в Чувашии
Яндекс.Метрика