Начало монастыря
Начался монастырь, как мы помним, с игумении и 52 монахинь — случилось это в середине XVII века. Ладинский монастырь, откуда они пришли, был образован в 1619 году на территории Речи Посполитой, недалеко от украинского Прилуцка и селений Ладина и Подгор.
По месту расположения и по своей церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы обитель первоначально называлась Покровский Ладинский-Подгорский Новодевичий монастырь. Поэтому монахини всегда считали себя находящимися под особым покровом Царицы Небесной.
Когда соседние монастыри попали под карательные операции, связанные с изгнанием православных христиан, монахини с игуменией бежали на территорию России. Их по дороге ограбили, но что удивительно — беглянки вместе с отцом Мефодием, несмотря на смертельную опасность, смогли сберечь свои главные святыни: чудотворный образ Спаса Нерукотворного, святые мощи.
Были они потом еще в двух монастырях, пока добрались до Алатыря. Так, историки пишут, что монахини бежали в пограничный город Путивль и были пристроены в Путивльский Духовской девичий монастырь, откуда вскоре из-за нищеты по указу царя в конце августа 1638 года направлены в город Брянск в Воскресенский девичий монастырь.
Историки говорят, что дальше случилось все «по слову старцев». В челобитной «старцы» и «игумения с сестрами» просили царя, чтобы монахинь не разбивали по разным монастырям, а поселили всех вместе, т. к. «они в том дали обет перед Богом». В этом сказалась мудрость старцев, не позволивших сестрам во Христе разлететься по разным местам России. Среди таких старцев исследователи называют Иакова.
Интересно, что потом имя старца Иакова упоминается в летописях несколько раз: как только монастырь оказывался в бедственном положении и писал челобитные царю, то в ответах игумении монастыря и воеводам алатырским везде упоминается старец — наравне с игуменией Елисаветой (Летинской) и игуменом Мефодием.
В нынешнем в 147 [1639]-м году [янва]ря в 11 день по нашему, великого государя, указу велено Прилуцкаго города Покровскаго Ладенскаго девичь монастыря игуменью Ели[сав]еф с сестрами и отца их духовнаго игумена Мефодия, и чернаго попа Еферия, и старца Иякова, и певцов, и служебников, которые вышли из [Л]и[т]вы от гонения ляхов за православную веру, устроить на Олаторе в Никольском девичь монастыре…
Вероятно, это старец — иеромонах, с Густынского или Мгарского мужского монастыря, отданных на разорение полякам, вместе с Ладинским женским монастырем, а затем и татарам: в 1640 году до них дошли татары из Крыма, которые рвались к Киеву, и только там, получив отпор, пронеслись назад до Перекопа, яростно выжигая на своём пути казацкие сёла и хутора, разоряя монастыри…
Историки свидетельствуют, что три монастыря снялись с места и ушли в Россию. Правда, часть насельников мужских монастырей вернулись обратно, восстанавливать свой монастырь (царь Михаил Федорович помог своими пожертвованиями вместе с молдавским «госпадарем» Василием Лупой — за пять лет обитель была восстановлена). Часть — 77 монахов, приехавших в Путивль из Густынского и Мгарского монастырей, разместили в Белевском Преображенском монастрыре, а затем перевели в Нижегородский уезд, в Амбросин Дудин монастырь.
Летописцы при этом упоминают о четырех старцах. Далее историки упоминают одного из них в повествовании о дальнейшей судьбе девичьего монастыря: старец Иаков остался с монахинями…
Личная и общественная история
Смирение и упование на Господа не посрамили монашествующих и много позднее, когда монастырь был основан на новом месте, затем — во время крестьянских войн и бунтов, которые затронули Алатырскую землю. Немало духовных, душевных и физических сил было приложено для восстановления обители после страшных пожаров. Кроме того, обитель часто страдала из-за притеснений алатырских воевод — игумениям постоянно приходилось обращаться к царю для того, чтобы насельницы не умерли с голода, а службы в храмах — продолжались. Например, в 1678 году.
И церковь де божия без церковного вина и без свечи без ладону и без кануну и без кутьи, и без просвир стоит многое время без пения. А они де, игуменья с сестрами и с пречетники помирают голодную смертью, и нам великого государя пожаловати б их, велеть им, игуменья и старице, и попом с причетники, наше великого государя жалованье [г]одовую ругу по их окладом и на церковный обиход, и на дрова на нынешний на 187 год выдать. И о том дать им к тебе на Алаторь нашу, великого государя, грамоту.
Так будет до царствования Петра Первого. Подобного рода переписки в архивах Алатыря так много, что создается впечатление, что цари только тем и занимались, что что-то жаловали Киево-Николаевской обители. Историки, когда приводят сведения о царских милостях, при этом часто забывают, что им предшествовало…
Между тем, монахини не унывали, даже если такие моменты истории накладывались на их личные трагедии. Вот пример начала XX века.
«Рясофорная монахиня Алатырского Киево-Николаевского женского монастыря Матрона Максимова-Дуденкова, 47 лет, передает следующее. Будучи девочкой девяти лет от роду, она страдала сильной оспой, в болезни лишилась правого глаза, так что и поныне кривая. Но всё-таки она благодарила Бога за то, что Господь не совсем скрыл от неё свет, и при одном левом глазе она пользовалась всем тем, чем и при двух. Однако Господь, желая явить милость на ней, лишает её на время и другого глаза. В 1902 году, 1 августа, при исполнении монастырского послушания Дуденкова сильно простудилась и от простуды лишилась другого глаза, левого, который совсем закрылся, так что она сидела, как в темнице, не видя своих рук. В таком положении она находилась до февраля 1903 года. В продолжение этого времени она испробовала все доступные народные лекарства, но, к сожалению, никакой пользы не получила, и чем дольше, тем боль её всё усиливалась…
В ночь на 30 января 1903 года, накануне праздника трёх святителей, ей в сонном видении явился старец схимонах Вассиан следующим образом. Будто она, входя в церковь мужского монастыря, была подозвана каким-то старцем-монахом, который попросил её свести его в пещеру. Когда же она привела старца в пещеру, он велел ей приложиться к гробнице и веригам, а его поставить по правую сторону гроба, сказав, что жить ему здесь хорошо. Как только она приложилась со слезами, тотчас и проснулась. Утром Дуденкова рассказала сон свой живущей с ней монахине, после чего они решили, что нужно просить об исцелении святых молитв схимонаха Вассиана.
В этот же день Дуденкова, совершенно слепая, в сопровождении послушницы Марфы, пришла в пещеру схимонаха Вассиана и, приложившись к гробнице и веригам, помазала глаз маслом из лампады схимонаха Вассиана. Вдруг её левый глаз начал немного видеть, и она узрела на том месте, где в сонном видении поставила монаха, портрет, на котором изображен был тот самый старец-монах, которого она провожала в пещеру. Это изображение старца схимонаха Вассиана в пещере на сем же месте и поныне стоит. Больная, взяв масла из лампады схимонаха Вассиана и пользуясь им в течение трёх дней, совершенно прозрела, стала хорошо видеть, как и до болезни. После совершенного исцеления она отслужила панихиду по схимонаху Вассиану и поныне благодарит Бога и угодника Его».
Преподобный Вассиан, его рака в мужском монастыре
Поэтому все у монашествующих в Киево-Николаевском Новодевичьем монастыре случается по промыслу Божиему и по молитвам — так, как и должно быть: и чудес тут особых нет. Это очень впечатляет паломников: необыкновенная простота монахинь и ощущение святости — рядом…
Монахини и клирики монастыря в наше время
К концу XIX, перед революцией в монастыре насчитывалось уже более 200 монахинь и «белиц». Затем наступило время репрессий монашествующих и прихожан монастыря — кое-кто из вернувшихся с ссылки доживал потом свой век рядышком с обителью…
После возвращения монастыря РПЦ в конце XX века монахини снова появились в обители — сначала их было только 10, при игумении Агнии.
К ним присоединился первый священник обители — иеромонах Гервасий из Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатыря — «алатырский соловей», как прозвали его горожане и монахини:
«.. Пел, несмотря на свои болезни связок, как райский житель, который пытается рассказать нам, земным обитателям, о небе. Описать голос нельзя, можно только передать свои от него ощущения. А ощущение такое, что «он несколько занес нам песен райских», чтобы мы помнили о своем небесном отечестве и плакали о нем»
С 1998 по 2003 старшим священнослужителем обители был архимандрит Василий (Паскье Пьер Мари Даниэль), также до 2003 года служил в храмах монастыря иерей Георгий (Степанов). Сегодня духовно окормляют матушек и прихожан обители иеромонах Николай (Демидюк), иерей Сергий (Герасимов) и протоиерей Олег (Востриков).
Отцов Николая и Олега весной 2021 года наградили палицами, а диакона Александра — двойным орарем. Патриаршие награды выручил епископ Алатырский и Порецкий Преосвященнейший Федор.
С 2010 года отец Олег, кроме священнического служения, ведет телепередачу «Цветник духовный» на Алатырском телевидении.
Для монахинь и мирян отец Олег проводит занятия по изучению Псалтири. Они очень заинтересовали всех матушек.
К 2019 году в обители было уже свыше 20 монахинь. В 2020 году к ним присоединилось 2 послушницы.
Часть из них возрождает монастырский скит (подворье), который находится в Стимасах. Они там живут, работают и молятся.
Кроме того, в ХХI веке были возрождены традиции схимонашества в монастыре: в обители подвизалось 4 схимонахини.
Поздравление с постригом в схиму матушки Иоанны (автор — В. Портнов)
Все матушки со своей судьбой и характером, но объединяет их искренняя вера в Бога и простота.
Рассказывает схиигумения Елисавета: Еще у нас есть бывшая акробатка, ей 91 год, она прошла всю войну в труппе лилипутов. Помимо того, она была еще и конферансье… Закончилась война, они перешли нашу границу и остановились в одной гостинице с комсоставом в ожидании, когда их развезут по всем уголкам СССР. И вот она выходит со своего номера (а она маленькая была, всего 90 сантиметров), а навстречу ей будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и говорит: «Ты что здесь делаешь? Тебе здесь не место, ты монахиня, убегай!» И в ту же ночь она убежала. Товарными поездами, как могла, добралась до Саратова (сама она оттуда) и там узнала, что ее везде ищут, так как она была весьма известной артисткой (в миру Мария Ивановна Романова). И опять товарняками перебралась в Казахстан, где была община во главе с бывшим там в ссылке архимандритом Кириллом, человеком очень высокой духовности. Потом его перевели в Ригу – и она за ним. Она постоянно молилась: «Матерь Божия, помоги мне вырасти, и я буду монахиней». И вот по молитвам Божией Матери рост ее увеличился на 50 сантиметров и стала метр сорок, ноги выросли и сейчас она носит 33-34 размер. А прежние маленькие туфельки хранятся у нее до сих пор… Это было до пострига. А постриг она приняла более 40 лет назад.
Другой пример — монахиня Сарра: вместе с мужем она решила служить Богу — они ушли в два монастыря г. Алатыря, мужской и женский. Ее постригли с именем Сарры, а его — Авраама, благочестивой семьи из Ветхого Завета, которые встретили святую Троицу.
Непостижимы судьбы Господни — чего только не бывает в жизни! Судьбы алатырских монахов и монахинь — тому тоже пример.