Православный календарь: Вторник, 19 октября 2021 г. (6 октября ст.ст.)
Седмица 18-я по Пятидесятнице
Апостола Фомы (I)

Храм в честь святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца (престольные праздники — 19 мая и 22 декабря).

История этого храма интересна: он дал начало всему монастырскому комплексу. С него начались все монастырские постройки в 1639 году. Царь издал специальный указ по этому поводу.

Как оне на Алатарь приедут, и кельи им поставить особно всем вместе; да в монастыре им устроить трапезу теплую с церковью, буде преже сего не устроена; и певцем и служебником двор блиско монастыря устроить…

Кроме того, вокруг храма был достроен сестринский корпус: сначала алатырские воеводы пристроили к зданию 20 келий, а через 20 лет — еще 16 келий. Правда, игумении Паисии пришлось обращаться в приказ Казанского дворца, чтобы остановить хищения со стороны подрядчиков. Матушка такого шума наделала, что историки говорят, что воеводы «еле ноги унесли» и под царский суд не попали. Сумела отстоять и храм, и обитель. Сохранился об этом специальный указ о восстановлении построек Алатырского Киево-Николаевского новодевичьего монастыря.

Церковь Николы Чюдотврца велели б есте дасмотрить, да будет по досмотру та церковь обветшала, и кровля и углы огнили, и вы б церковь Николы Чудотворца велели починить. И что доведетца вновь сделать по своему расмотренью, без чево быть немочно, а деньги на церковные и на келейные, и оградные строения велели б ести давать из наших из Алатарских денежных доходов. А тово велели б есте смотрить над теми людьми, хто у того строенья будет что б они перед росходом лишнего ничего не приписывали. А сколько на строенье церкви и келей и ограды из нашей казны денег выдет, и вы б то все велели в росходные книги и в сметной списак написать именно порознь, да том к нам великаму государю отписали и строенью роспись прислали…

В 1666 году страшный пожар опустошил обитель. Снова была отправлена челобитная царю и патриарху. Откликнулись оба.

И аз смиренный великий господин святейший Иоасав патриарх Московский и всеа Руси по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великие и Малые и Белые России самодержцы благословил велел из за [острога] города Алаторя Никольского девича монастыре старой церкви разобрать, подрубить и перевести за острог выше Казачей слободы и поставить на Пятницком церковном месте во имя теж престола.

А пределы велеть прирубить посторон тое церкви особую статьей, что б предельные двери были б в паперть и вход пределы были из паперти. А из церкви б в пределы входу не было. А будет в пределы зделаны в аднех стенах на одном тябле, а не особою статьею, и тех пределов нестить. А верхи б на тех церквах и на пределе были не шатровая и олтари зделать круглыя тройныя. А в церквах и в пределех в остальных стенах посреди были церковные двери. А по правую их сторону южныя, а по левую северныя.

А подле церковских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ всемилостивого Спаса. А подле святова образа поставить образ настоящего того святаго храма. А по левую сторону церковских дверей меж северных в начале поставить образ Пречистой Богородицы и иныя образы по чину.

По замыслу Патриарха  строится новый храм. После революции он оказался обезглавлен и в запустении, используется под жилье вместе с бывшими кельями монахинь.

Kelejnyj k

В 2000-х возвращен монастырю, отремонтирован, освящен в 2005.

Сегодня храм типа «восьмерик на четверике» находится в восточной части двухэтажного строения, вытянутого с востока на запад.

DSC 1130sh 1

Раньше на первом этаже двухэтажного четверика были устроены главные проездные ворота — «святые врата». Вход в церковь осуществлялся по деревянной лестнице, расположенной в помещении, находящемся справа от проема ворот.

IMG 20200807 105455

Местная хозяюшка — Муся, охраняет вход в храм

На втором этаже к восточной стене четверика примыкала пятигранная апсида с четырьмя окнами. Центром объемной композиции являлся возвышающийся восьмерик, увенчанный маленькой граненой главкой на глухом барабане.

DSC 14
Сначала этот храм был не только надвратным, но и центральным для монастыря и символизировал «око Божие», которое обозревало все вокруг.

«Монастырский храм истолковывался как «око Божие». Поэтому композиционное господство храмов над прочей застройкой считалось необходимым не только для того, чтобы храм был виден отовсюду, но и чтобы «храму было видно окружающее»» — считают историки.

21 08 2020 132436

Однако со временем, когда обитель расширилась, в центр обители сместилось два храма — Вознесенский и Покровский — и строители решили выстроить все три храма в одну линию, как храмовый комплекс.

DSC 0062shf15

В дальнейшем, уже в 1737 г. деревянное здание, которое к тому времени обветшало, было заменено на каменное. Случилось это при игумении Марии. 

DSC 0094f1

Сегодня в этом храме монахини день и ночь читают Неусыпаемую псалтирь о здравии и об упокоении.

21 08 2020 132443

Псалтирь и найденный в монастыре «помянник» о здравии и об упокоении, датированный началом XX века

Кроме того, по благословению владыки Феодора здесь также служится всенощное бдение в день Рождества святого Николая Чудотворца (11 августа по новому стилю).

Скачать службу Рождества святителя Николая: .pdf.docx

Киево-Николаевский монастырь Новодевичий монастырь г.Алатыря в Чувашии
Яндекс.Метрика