Монастырская служба сегодня: Воскресенье, 28 апреля 2024 г. (15 апреля ст.ст.)
Неделя 6-я Великого поста ваий (цветоносная, Вербное воскресенье)
Вход Господень в Иерусалим
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67)
День памяти святых:
Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).
Великий пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Великого поста.
Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На утр.: - Мф.21:1-11,15-17 На лит.: - Ап.: Флп.4:4-9 Ев.: Ин.12:1-18
Псалтирь:
На утр.: - Пс.9-16; Пс.17-23
Покровский храм первым из всего монастырского комплекса поменял деревянную одежду на каменную: 25 октября 1694 г. игуменья Паисия с сестрами исходотайствовали у нижегородского митрополита Павла благословенную грамоту на строительство каменной Покровской церкви вместо сгоревшей одноименной деревянной.
«Велел им каменье и кирпич, и известь, и песок, и на связи железо, и на сваи, и на подвязи лес готовить, и тое церковь… строить».
Однако достраивать пришлось игумении Маргарите.
Историки пишут об этом так: «Летная церковь Покрова Пресвятые Богородицы холодная крыта тесом на олтаре яка на стояшей те старой а на трапезе крыша новая об одной главе обита черепицею зеленою, крест железный вызолоченный. Оная церковь длиною на двенадцати сажени с половиною, шириною на пяти саженях.
Построена [в] 1709 году по благословению преосвященного Силиверстра митрополита Нижегородского и Алаторского на подаяниях на построение по указу правительствующего сената в алаторскою правительствующую канцелярию государственных денег… на собираемые боголюбивых жителей денег».
Кроме того, исторической особенностью храма является его реконструкция в середине XIX века.
В 1836 году по благословению преосвященнейшего Анатолия, архиепископа Симбирского и Сызранского на собственные средства монахини и настоятельницы монастыря Анатолии (1837–1838) в церкви начат капитальный ремонт, а фактически перестройка, строительство нового здания «в мавританском вкусе: паперть, алтарь и вся трапезная были возведены по одну поверхность квадрата настоящей церкви», на которой появились «пять глав, обитых белым железом с четырьмя, по сторонам, пирамидками и обведены фронтонами с резными барельефами и живописными на них изображениями во весь рост двенадцати апостолов».
В связи с реконструкцией у храма появилась интересная архитектурная особенность — как бы две апсиды, одна из которых у главного входа, а вторая — со стороны алтаря, как положено. Восточный объем исполняет роль реальной апсиды алтаря, а западный является притвором.
Кроме того, после проведенной реконструкции церковь стала двухэтажной: высота храма с крестом составил 13,5 саженей (это почти 30 метров). Второй престол, устроенный вверху, получил свое название в честь святителя Димитрия, Ростовского Чудотворца (сегодня этот престол не сохранился: после революции Покровский храм был разрушен). Однако освящение нового храма случилось не скоро: новая церковь с приделом была достроена силами монастыря и была освящена лишь в 1843 году.
«В 1872–73 годах храм расширен с обеих сторон каменными приделами: «с правой (южной) стороны через арку в ряд с Вознесенским – придельный олтарь во имя святителя Тихона Задонского, а с левой (северной) стороны через арку – во имя великомученика и целителя Пантелеймона, «в виде палаток»», — дополняют наш рассказ историки.
Еще одна особенность Покровского храма — его иконопись.
Иконописец Яков Шувалов по обеим сторонам Покровского храма сделал прекрасные росписи: к 1821 г. относятся документы, где говорится: «На стенах: на правой стороне образ святителя Михаила Киевского, а на левой святителя Доната, оба написаны на холсте в раме. Внутри оная церковь вся выкрашена желтою краскою». Таким образом, в Покровской церкви монастыря были не только картины, написанные на холстах, что практиковалось повсеместно, но и настенные росписи темперой на клеевой основе, и это было исключительной редкостью.
Такая живопись украшала купол и верхние регистры стен: одновременно с Яковом Шуваловым в этом храме работал живописец из г. Ардатов Николай Дмитриев, который расписал два купола: первый – с изображением Святого Духа, второй – Господа Саваофа в облаках. Более того, в 1891 г. Покровский храм был украшен снаружи одиннадцатью однофигурными изображениями, написанными в нишах стен прямоугольной или арочной формы уже сыном Якова – Стефаном Шуваловым.
Историки отмечают, что нарядный Покровский храм монастыря, крыша которого увенчана со всех сторон фигурными аттиками, был обильно расписан и снаружи: в летописях упоминается, что в 1857 г. И.И. Горбунов поновил «живописью на церкви Покрова Божией Матери 17-ти наружных образов». Такая настенная живопись – уникальное явление среди храмов Чувашии и России.
Однако, как и все храмы монастыря, он был разрушен после революции, в советский период. Правда, с него и началось восстановление храма.
Игумения Агния, на долю которой пришлось это делать, вспоминала: «Приехали мы вдвоем с келейницей Галиной 5 августа 1993 года. То, что увидела, не было для меня неожиданностью. Но когда познакомилась ближе с состоянием дел, ужаснулась. Но не опускать же руки. Монастыри строились для народа, для укрепления его духовности и на его пожертвования. В банке открыли счет. Все, с кем мне приходилось встречаться и общаться по поводу восстановления обители – оказались добрыми и отзывчивыми людьми. Начали с церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Он единственный из всех строений имел хорошую сохранность. Начали с уборки мусора и хлама как внутри храма, так и вокруг него. Раскрыты и устроены окна, сделаны полы, восстановлен иконостас и приобретен старинный 18-пудовый колокол».
Иллюстрации из паспорта культурного объекта
Интересно, что во время дальнейшей реставрации храма при игумении Елисавете были обнаружены «голосовики» — специальные кувшины, которые были замурованы в стенах и служили для усиления резонанса, акустики. Это элементы древнецерковной акустики, которые указывают на его предназначение.
Восстановлен храм полностью и освящен в августе 2019 года.
Евангелие дня
Евангелие от Иоанна
12:1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
12:2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
12:3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
12:4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
12:5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
12:6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
12:7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
12:8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
12:9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
12:10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
12:11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12:12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
12:13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
12:14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
12:15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
12:16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
12:17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
12:18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Теперь это — уникальный комплекс с древними иконами, которые были бережно отреставрированы и восстановлены.
Древняя икона Покрова Божией Матери
Вид на алтарь храма: современный иконостас.
Аудио: «Да исправится молитва моя…» и «Силы Небесные...»
Хор в храме расположен на втором этаже. С этого места великолепно виден алтарь. Поэтому паломники часто просят посмотреть на храм именно отсюда: впечатления остаются незабываемые.
Министерство культуры РФ отнесло Покровский храм к объектам культурного наследия, как памятник градостроительства и архитектуры.
Скачать паспорт Покровской церкви (20 страниц).
Особое впечатление от знакомства с храмом оставляет единство внутренней тишины и внешнего благолепия. «Благодать такая, как будто побывал в Иерусалиме», — говорят паломники.
Поэтому прихожане и монахини, клирики монастыря очень любят крестные ходы вокруг храма.
Особенно жизнерадостно они выглядят на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, осенью — 14 октября. Так и хочется кричать вместе со всеми: «Христос воскресе! Пресвятая Богородице, помогай нам! Покрой нас Святым Твоим Омофором!»
Особенной радостью в декабре 2023 года стало обновление куполов на Покровском храме. Старые, с разрушающимися со временем деревянными опорами, были демонтированы, а новые, с металлическими опорами, установлены в два этапа: большой и малые купола. Для этого сначала пришлось укреплять крышу, потом, в сильный мороз и, практически ночью 14 декабря, молиться о том, чтобы огромный подъемный кран справился со своей работой и не перевернулся.
По молитвам трех игумений — гостей и друзей монастыря — и нашей матушки Елизаветы, всех монахинь, батюшек и прихожан это случилось — и новые купола засияли солнышками ранним утром. Оно было прекрасным!