Монастырская служба сегодня: Суббота, 27 апреля 2024 г. (14 апреля ст.ст.)
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Лазарева Суббота.
Воскрешение праведного Лазаря
Свт. Мартина исп., папы Римского (655)
День памяти святых:
Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона (IV). Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца (341).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Св. Александра Орлова исп., пресвитера (1941).
День почитания икон Божией Матери:
Виленской и Виленской-Остробрамской икон Божией Матери.
Великий пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Великого поста.
Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Евр.12:28-13:8 Ев.: Ин.11:1-45
Псалтирь:
На утр.: - Пс.109-111; Пс.118 На веч.: - Пс.1-8
Покровский храм первым из всего монастырского комплекса поменял деревянную одежду на каменную: 25 октября 1694 г. игуменья Паисия с сестрами исходотайствовали у нижегородского митрополита Павла благословенную грамоту на строительство каменной Покровской церкви вместо сгоревшей одноименной деревянной.
«Велел им каменье и кирпич, и известь, и песок, и на связи железо, и на сваи, и на подвязи лес готовить, и тое церковь… строить».
Однако достраивать пришлось игумении Маргарите.
Историки пишут об этом так: «Летная церковь Покрова Пресвятые Богородицы холодная крыта тесом на олтаре яка на стояшей те старой а на трапезе крыша новая об одной главе обита черепицею зеленою, крест железный вызолоченный. Оная церковь длиною на двенадцати сажени с половиною, шириною на пяти саженях.
Построена [в] 1709 году по благословению преосвященного Силиверстра митрополита Нижегородского и Алаторского на подаяниях на построение по указу правительствующего сената в алаторскою правительствующую канцелярию государственных денег… на собираемые боголюбивых жителей денег».
Кроме того, исторической особенностью храма является его реконструкция в середине XIX века.
В 1836 году по благословению преосвященнейшего Анатолия, архиепископа Симбирского и Сызранского на собственные средства монахини и настоятельницы монастыря Анатолии (1837–1838) в церкви начат капитальный ремонт, а фактически перестройка, строительство нового здания «в мавританском вкусе: паперть, алтарь и вся трапезная были возведены по одну поверхность квадрата настоящей церкви», на которой появились «пять глав, обитых белым железом с четырьмя, по сторонам, пирамидками и обведены фронтонами с резными барельефами и живописными на них изображениями во весь рост двенадцати апостолов».
В связи с реконструкцией у храма появилась интересная архитектурная особенность — как бы две апсиды, одна из которых у главного входа, а вторая — со стороны алтаря, как положено. Восточный объем исполняет роль реальной апсиды алтаря, а западный является притвором.
Кроме того, после проведенной реконструкции церковь стала двухэтажной: высота храма с крестом составил 13,5 саженей (это почти 30 метров). Второй престол, устроенный вверху, получил свое название в честь святителя Димитрия, Ростовского Чудотворца (сегодня этот престол не сохранился: после революции Покровский храм был разрушен). Однако освящение нового храма случилось не скоро: новая церковь с приделом была достроена силами монастыря и была освящена лишь в 1843 году.
«В 1872–73 годах храм расширен с обеих сторон каменными приделами: «с правой (южной) стороны через арку в ряд с Вознесенским – придельный олтарь во имя святителя Тихона Задонского, а с левой (северной) стороны через арку – во имя великомученика и целителя Пантелеймона, «в виде палаток»», — дополняют наш рассказ историки.
Еще одна особенность Покровского храма — его иконопись.
Иконописец Яков Шувалов по обеим сторонам Покровского храма сделал прекрасные росписи: к 1821 г. относятся документы, где говорится: «На стенах: на правой стороне образ святителя Михаила Киевского, а на левой святителя Доната, оба написаны на холсте в раме. Внутри оная церковь вся выкрашена желтою краскою». Таким образом, в Покровской церкви монастыря были не только картины, написанные на холстах, что практиковалось повсеместно, но и настенные росписи темперой на клеевой основе, и это было исключительной редкостью.
Такая живопись украшала купол и верхние регистры стен: одновременно с Яковом Шуваловым в этом храме работал живописец из г. Ардатов Николай Дмитриев, который расписал два купола: первый – с изображением Святого Духа, второй – Господа Саваофа в облаках. Более того, в 1891 г. Покровский храм был украшен снаружи одиннадцатью однофигурными изображениями, написанными в нишах стен прямоугольной или арочной формы уже сыном Якова – Стефаном Шуваловым.
Историки отмечают, что нарядный Покровский храм монастыря, крыша которого увенчана со всех сторон фигурными аттиками, был обильно расписан и снаружи: в летописях упоминается, что в 1857 г. И.И. Горбунов поновил «живописью на церкви Покрова Божией Матери 17-ти наружных образов». Такая настенная живопись – уникальное явление среди храмов Чувашии и России.
Однако, как и все храмы монастыря, он был разрушен после революции, в советский период. Правда, с него и началось восстановление храма.
Игумения Агния, на долю которой пришлось это делать, вспоминала: «Приехали мы вдвоем с келейницей Галиной 5 августа 1993 года. То, что увидела, не было для меня неожиданностью. Но когда познакомилась ближе с состоянием дел, ужаснулась. Но не опускать же руки. Монастыри строились для народа, для укрепления его духовности и на его пожертвования. В банке открыли счет. Все, с кем мне приходилось встречаться и общаться по поводу восстановления обители – оказались добрыми и отзывчивыми людьми. Начали с церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Он единственный из всех строений имел хорошую сохранность. Начали с уборки мусора и хлама как внутри храма, так и вокруг него. Раскрыты и устроены окна, сделаны полы, восстановлен иконостас и приобретен старинный 18-пудовый колокол».
Иллюстрации из паспорта культурного объекта
Интересно, что во время дальнейшей реставрации храма при игумении Елисавете были обнаружены «голосовики» — специальные кувшины, которые были замурованы в стенах и служили для усиления резонанса, акустики. Это элементы древнецерковной акустики, которые указывают на его предназначение.
Восстановлен храм полностью и освящен в августе 2019 года.
Евангелие дня
Евангелие от Иоанна
11:1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
11:2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
11:3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
11:4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
11:5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
11:6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
11:7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
11:8 Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
11:9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
11:10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11:11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
11:12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
11:13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
11:14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
11:15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
11:16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
11:17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
11:18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
11:19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
11:20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
11:21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
11:22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
11:23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
11:24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
11:25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
11:26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
11:27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
11:28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
11:29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
11:30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
11:31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
11:32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
11:33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
11:34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
11:35 Иисус прослезился.
11:36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
11:37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
11:38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
11:39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
11:40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
11:41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
11:42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
11:43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
11:44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
11:45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
Теперь это — уникальный комплекс с древними иконами, которые были бережно отреставрированы и восстановлены.
Древняя икона Покрова Божией Матери
Вид на алтарь храма: современный иконостас.
Аудио: «Да исправится молитва моя…» и «Силы Небесные...»
Хор в храме расположен на втором этаже. С этого места великолепно виден алтарь. Поэтому паломники часто просят посмотреть на храм именно отсюда: впечатления остаются незабываемые.
Министерство культуры РФ отнесло Покровский храм к объектам культурного наследия, как памятник градостроительства и архитектуры.
Скачать паспорт Покровской церкви (20 страниц).
Особое впечатление от знакомства с храмом оставляет единство внутренней тишины и внешнего благолепия. «Благодать такая, как будто побывал в Иерусалиме», — говорят паломники.
Поэтому прихожане и монахини, клирики монастыря очень любят крестные ходы вокруг храма.
Особенно жизнерадостно они выглядят на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, осенью — 14 октября. Так и хочется кричать вместе со всеми: «Христос воскресе! Пресвятая Богородице, помогай нам! Покрой нас Святым Твоим Омофором!»
Особенной радостью в декабре 2023 года стало обновление куполов на Покровском храме. Старые, с разрушающимися со временем деревянными опорами, были демонтированы, а новые, с металлическими опорами, установлены в два этапа: большой и малые купола. Для этого сначала пришлось укреплять крышу, потом, в сильный мороз и, практически ночью 14 декабря, молиться о том, чтобы огромный подъемный кран справился со своей работой и не перевернулся.
По молитвам трех игумений — гостей и друзей монастыря — и нашей матушки Елизаветы, всех монахинь, батюшек и прихожан это случилось — и новые купола засияли солнышками ранним утром. Оно было прекрасным!